Друг о друге, а Бог обо всех
Община далеко не единственная форма отношений экопоселенцев. Чаще ее избегают, потому что не видят в ней своей частной выгоды. Но большущий плюс общины на мой взгляд в том, что она помогает ужиться совершенно разным людям с совершенно разным видением, но одной целью в жизни. И это прекрасная среда для воспитания детей. Если организовать общину правильно. Предлагаю на суд модель общины, не завязанную на вероисповеданиях и учениях. Это только начало рассказа и я надеюсь на вашу критику.
Основные положения Устава общины:
-Община должна жить в гармонии с природой. Все взятое у природы должно быть возмещено и ничего не дано напрасно.
-Община должна стремиться к самодостаточности и все помыслы жителей общины должны приближать ее к экономической самостоятельности от внешнего мира.
-В общине беда каждого - беда общая.
-Как в природе каждая тварь для пользы, так в общине каждый житель во благо. В общине с совершенных лет (старше 18) все равны перед работой и перед паем. Лишь старикам пай без работы
Собственность в общине
Вопрос собственности упирается в законное оформление, поэтому далее описанное нужно продумывать юридически. Община имеет землю, достаточно большую и разнородную по растительности и ландшафту. Эта земля принадлежит общине, возможно как организации. Она не может быть продана или передана в собственность никому, в том числе никому из общины, пока община существует, как организация. Если община распадается, земля делится поровну между жителями общины от 18 лет.
Каждая семья в общине имеет право на отдельный дом. Его строят всей общиной. Юридически этот дом тоже принадлежит общине, но живет в нем семья, для которой дом строился. К дому примыкает участок земли. которым семья может распоряжаться свободно и лично для себя, не нарушая Устава общины. Эта семья не может быть выселена до тех пор, пока не случилось изгнания одного из старших членов семьи. Община не может разделять семью, изгоняя одного ее члена и удерживая остальных, поэтому вместе с провинившимся уходят ни в чем не повинные родные. Но об этом позже.
Дом передается в семье от поколения к поколению. Если молодые создают семью, то первый год живут в родительском доме и требовать нового дома сразу права не имеют. Если обе семьи, и жениха и невесты, живут в общине и у каждой здесь есть дом, они сами решают, в чьем доме жить (с согласия родителей). Чаще это та семья, где "рук" меньше, особенно та, где у родителей нет других детей. Все же решают это внутри семей, совет не вмешивается.
Важно, старики не должны оставаться одни, когда дети вырастут. Поэтому дома должны строится с запасом на большую семью и большое хозяйство. Молодые вправе поднять вопрос о строительстве своего дома перед советом общины через год после свадьбы или позже. Совет выносит решение, учитывая право стариков. Право стариков на поддержку сильнее права молодых на свой дом. Если о стариках некому больше позаботиться, совет вправе отказать молодым строиться на территории общины.
Совет мастеров
Элитой общины являются мастера - люди, имеющие профессию и с ее помощью приносящие общине пользу. Далее такая профессия будет называться ремеслом, но пониматься это слово будет обобщенно и может иметь в виду любые профессии, например такие как врач, учитель и т.д.
Мастер должен иметь учеников-подмастерье - детей из общины, достигших 10-летнего возраста. Однако будут у него ученики или нет, зависит от количества детей в общине и от их желания, поскольку ребенок сам выбирает, какой профессии он будет обучаться. Выбранный ребенком мастер обязан принять его в ученики, если у мастера не достаточно учеников. Мастер может иметь до трех подмастерьев. Более подробно о подмастерьях общины еще будет сказано.
Все решения в жизни общины принимает совет мастеров, в который входят все взрослые (от 18 лет) жители общины, имеющие свое ремесло. Как мужчины, так и женщины. В совет также входят старики общины. Если старики не имеют и не имели раньше ремесла в общине, они не могут голосовать на сходе, но имеют право мудрого слова. Те старики, что имели ремесло, голосуют наравне с остальными. Решения принимаются голосованием на сходе, который может, например, проходить один раз в неделю в общем доме. Для этого в нем должен быть зал совета.
Юнцы или взрослые безремесленники - то есть люди, не имеющие полезной для общины профессии, не имеют права голоса в совете и на сход не допускаются. При этом любой безремесленник, считающий, что постиг нужное общине ремесло, имеет право войти на сход, принеся в дар плоды своего ремесла. Для него это почти испытание на совершеннолетие. По регламенту он делает это в самом начале схода. Если кандидат на ремесло является учеником одного из мастеров, то на сход его ведет учитель. Мастера из совета имеют право задать по одному вопросу о ремесле кандидата, а учитель должен объявить, готов ли кандидат. После этого совет голосует. В данном случае голосование не молчаливое, каждый мастер из совета при голосовании должен объявить, по нраву ли ему дары (понравилось ли качество), вяжется ли ремесло с уставом общины и полезно ли ей. В данном случае не достаточно большинства голосов, две трети совета должно поддержать кандидата. Если совет не принимает кандидата, тот может придти в другой раз на другой сход, когда будет готов. Если совет принимает кандидата, тот становится мастером, равным в совете. Он садится рядом с другими и сход продолжается уже с его участием. Его дары идут в казну общины. По завершении схода весь совет поднимает новоиспеченного мастера на руки и несет так до самого его дома, громко провозглашая на всю общину о появлении нового мастера и так же громко давая ему советы и наставления, в том числе и шуточные :)
Совет мастеров определяет среди своих членов старосту, казначея и Мать общины, принимает решения о принятии людей в общину и изгнании из нее, разрешает все связанные с общиной вопросы, вынесенные на сход.
Старосту и казначея определяют как самых уважаемых в совете мастеров, учитывая при этом, как скажется отвлечение их от своего ремесла на развитие общины. На время своей должности староста и казначей могут заниматься своим изначальным ремеслом только в свободное время. Определяя кандидата, каждый мастер на сходе "кидает камень". Это происходит так: в постоянном месте схода хранятся камешки, одинаковые цветные или окрашенные, по количеству мастеров в совете, а также емкости (чаши, кувшины, корзинки и т.д.) тоже по количеству мастеров, на каждой из которых нанесено имя мастера. Назовем их чашами мастеров. При появлении нового мастера для него создают чашу и добавляют еще один камешек. Эта чаша будет символизировать мастера на конца его жизни. Когда мастер умрет, среди прочих в последний путь его провожает староста с чашей умершего мастера в руках, внутри которой горит свеча. Затем эту чашу ставят в специальную Нишу Памяти в зале совета и во время каждого схода в ней зажигают свечу.
Для определения кандидата перед сходом выставляют чаши мастеров, а всем участникам схода дают по камешку. Каждый мастер кладет свой камешек в чашу того, кого считает достойным. После определяют, в чьей чаше камешков больше и совет голосует за этого кандидата. Если голосованием кандидатура мастера утверждается, сход просит его взять на себя предложенную ему роль. Сход может просить выбранного кандидата, может уговаривать, убеждать и т.д., но не имеет права принуждать. Выбранный мастер может отказаться от предлагаемой должности. Тогда определяется чаша, в которой второе по большинству количество камушков и процесс повторяется. Новичок, принятый в мастера именно на сходе, где проходит такое голосование, не участвует в "кидании камней", поскольку не имеет еще ни своего камня, ни своей чаши. Однако он участвует в голосовании.
После утверждения старосты в должности его чашу устанавливают на Столб власти в зале совета.
Мать общины выбирают только среди женщин и только женщины-мастера. Они выбирают, кому могут доверить своих детей. Причем выбирать могут не только среди совета, но и среди других женщин общины от 25 до 50 лет. Мать общины - это, если грубо, общественная нянька, которая занимается с детьми общины и следит за ними (несет за них ответственность) во время общих работ общины, когда большинство взрослого населения находится на работах. Выбранную женщину просят принять "звание" так же, как казначея и старосту.
Староста решает все текущие, мелкие или срочные вопросы, не требующие ожидания схода, отвечает за занятость трудоспособных жителей общины и исполнения решений совета, принятых на сходе. Все работоспособные жители общины должны подчиняться решениям старосты об исполнении ими той или иной работы. В первую очередь это касается безремесленников, которые каждое утро получают от старосты "разнарядку" на работу. Мастерам староста раздает общинные заказы согласно их профессии и согласно запросам казначея. В остальном мастера находятся на самоорганизации, особенно такие, как лекари, учителя и другие, не привязанные к общинным заказам, а обслуживающими конкретных людей общины. Однако староста имеет право привлечь мастеров к работе, не относящейся к их профессии, если без мастера людей для ее исполнения не достаточно.
Казначей ведает финансовыми делами общины, ведет учет доходов и расходов, распределение свободной прибыли между трудоспособным населением общины согласно Уставу, занимается поиском и утверждением на сходе рынков сбыта продукции общины.
Роль старосты на сходах - ведение летописи схода. При этом он, как и все остальные мастера, может выдвигать вопрос перед сходом, обсуждать и голосовать. Летопись нужна как для сохранения принятых решений, так и для регламента схода. Так в летописи учитывается отсутствие на сходе мастеров и причина отсутствия. Уважительными причинами отсутствия являются болезнь мастера или болезнь детей мастера или отлучение из общины с ведома старосты или схода. Мастер, пропустивший сход без уважительной причины, лишается права голосования на следующем сходе. Если мастер пропустил без уважительной причины несколько сходов, то права голосования он лишается ровно на столько же сходов вперед. К тому же, если пропусков было больше трех, он лишается еще и слова на этих сходах.
Старики вольны приходить на сход или не приходить без всяких порицаний за пропуски.
Большинство взрослого населения общины вполне могут быть мастерами и должны являться на сход. Из-за этого во время схода дети мастеров остаются без присмотра. При этом сход может длиться очень долго. Поэтому роль Матери общины на сходе, следить за детьми мастеров, которых те приводят прямо на сход. Сама Мать не участвует в обсуждении и голосовании схода. Однако она может выдвинуть свой вопрос на повестку схода, даже если она не является мастером и не имеет своей чаши. Причем, вопрос Матери должен решаться на сходе в первую очередь, на свежую голову. Так выражается уважение роли Матери в жизни общины.
Регламент схода может быть такой: после того, как все собрались, Мать задает свой вопрос сходу и он фиксируется в летописи схода. Затем она с детьми удаляется в другую, специально отведенную для них комнату в общем доме и на сход выходят кандидаты в мастера, если такие есть. Затем настает время вопросов. Любой из мастеров задает вопросы, которые хочет вынести на решение схода. Староста фиксирует вопросы в летописи схода. Сход не разойдется, пока все поднятые вопросы не будут рассмотрены. Перед решением вопросов перед сходом держит слово казначей (что-то типа финансового отчета за неделю :) Затем староста отчитывается за выполнение принятых ранее на сходе решений. Дальше начинается обсуждение вопросов. Староста читает первый из зафиксированных в летописи вопросов, каждый может высказать мнение по вопросу и предложить решение по старшинству, начиная со стариков и заканчивая самыми молодыми мастерами. Староста систематизирует предложенные решения и выносит их на голосование. Какое решение наберет большее число голосов, то и считается решением схода. Кроме всех предложенных решений должен выноситься на голосование вариант "решения нет". Оно означает, что ни одно из предложенных решений не подходит. Если этот вариант набирает больше всего голосов, начинается самое веселое - дебаты :) Здесь малый может спорить со старым, все равны и все имеют одну цель - решение вопроса, поэтому могут спорить хоть до хрипоты и остановиться, лишь договорившись о чем-то или согласившись друг с другом, что для решения вопроса мало информации. В последнем случае договариваются о том, кто и как будет добывать информацию, староста записывает ответственных в летописи и вопрос переносится на следующий сход. Там, на следующем сходе, этот вопрос поднимут первым после вопроса Матери и попробуют его решить снова. Если все же решение принято, оно заносится в летопись и исполнение его возлагается на старосту (иногда на казначея, если решение касается финансовых операций). Сход переходит к следующему вопросу.
Особые последствия несут за собой решения, связанные с работой старосты, казначея или Матери. Так, если на сходе поставлены под сомнение правильность каких-либо решений или требований старосты и сход встает НЕ на сторону старосты, на Столбе власти делается зарубка. Три таких зарубки обязывают сход поставить вопрос о сложении со старосты полномочий. Импичмент, так сказать :) Но это не значит, что старосту обязательно увольняют. Решения старосты, с которыми был не согласен сход, могут быть разные и причины этих решений тоже разные. Судьбу старосты решает голосование, но голосование обязано быть. Этого требуют три зарубки. Если голосование проходит в пользу старосты, зарубки стесывают со Столба власти. След от стесанных зарубок будет напоминанием старосте о возникшей из-за его действий тени недоверия. Если голосованием старосту снимают с должности, его чаша со столба власти переносится к чашам остальных мастеров. Он становится равным участником совета. Процедуру выбора нового старосты проводят тут же.
Ситуация с казначеем или Матерью общины аналогична с одним отличием - вопрос о недоверии к ним выносится автоматически после первой же поправки их деятельности сходом. Подтверждается ли это недоверие, решают голосованием, как и в случае со старостой. Все мастера голосуют, даже в случае с Матерью, и мужчины тоже. "Принцип одной зарубки" в случае с казначеем применим потому, что от него напрямую зависит благосостояние всей общины. Если решения старосты направлены на взрослого человека, который вполне способен сопротивляться при явных злоупотреблениях старосты, то казначей руководит деньгами, которые текут безропотно туда, куда им скажут. От действий Матери же зависят жизнь и здоровье детей.
Продолжение здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий