Воспитание и образование своих детей — это первопричина всех
начинаний переселенца. Можно сколько угодно бубнить о лоне природы, о истоках
здоровья и покоя. Но если у твоей дочери или твоего сына среди красоты этих
березок и лип не будет будущего, не будет свободного выбора и альтернативы той
жизни, которую ты придумал для себя, все, что ты создашь — будет лишь уютная,
приятно пахнущая клетка.
Что требуется
Образование дает набор знаний, позволяющих ребенку в будущем сделать следующий шаг, выбрать профессию, поступить в учебное заведение, обучающее этой профессии. Нужен ли ребенку этот шаг, нужна ли ему профессия кроме той, что требует земля, на которой он живет? Решать не нам. Никто не имеет права решать это за ребенка. Задача ответственного родителя — обеспечить возможность этого шага.
Образование дает набор знаний, позволяющих ребенку в будущем сделать следующий шаг, выбрать профессию, поступить в учебное заведение, обучающее этой профессии. Нужен ли ребенку этот шаг, нужна ли ему профессия кроме той, что требует земля, на которой он живет? Решать не нам. Никто не имеет права решать это за ребенка. Задача ответственного родителя — обеспечить возможность этого шага.
Воспитание — это развитие лучших качеств ребенка и его
мировоззрения, то есть понимания мира вокруг. Образование влияет на воспитание,
а точнее влияет на мировоззрение. Но даже для мировоззрения его не достаточно,
нужен еще личный опыт и прямое общение с другими людьми. И чем больше людей,
тем лучше.
Так я понимаю воспитание и образование. Поправьте меня, если
ошибаюсь.
Как же дать ребенку все перечисленное, направляясь в глушь не замученной людьми природы. Даже когда вы селитесь в уже существующее экопоселение, очень немногие из них могут похвастаться наличием школ. Чаще всего ближайший населенный пункт с учебным заведением будет так далеко, что у вас не будет выбора. Только домашнее обучение, без вариантов. Значит нужно четко себе представлять, что вы, как родители, способны дать своим детям в этом вопросе и что должно дать создаваемое вами или существующее поселение.
Я даже не рассматриваю вариант отшельника, про это много написано в статье "Трудно жить легко". Ребенку нужно общение, значит жить в одинокой избушке за километры от ближайшего людского жилья НЕЛЬЗЯ.
Что может дать семья?
Многое! И о воспитании в семье есть масса литературы. Никто не знает характера и качеств малыша так хорошо, как папа и мама. Выявление и развитие способностей, помощь в преодолении трудностей, связанных с характером, все тонкости воспитания еще с грудного возраста - задача семьи. И начальное образование в семье вполне реально. Но! Не переоценивайте возможности семьи в воспитании, ее не достаточно.
Что семья не может дать?
Во-первых, семья конечно не может подарить ребенку весь опыт общения между людьми и их отношений. Налаживание контакта со сверстниками, уважение, дружба, обиды... Родители должны быть рядом, помогать разбираться в хитросплетениях сосуществования с другими людьми. Но сам клубок этих отношений ребенок может получить только извне.
Во-вторых, семья может лишь ограниченно влиять на мировоззрение ребенка. Каждый человек
имеет свое понимание мира, и поведать ребенку о мире он может только так, как его понимает сам. Мама и папа - это два человека, а значит всего две версии. Яркий пример - вера. Только по настоящему верующий православный человек может рассказать о своей вере наиболее ярко. При этом аргументы своего оппонента атеиста он если и будет приводить, то часто только те, что сможет опровергнуть. Не зная ничего другого, ребенок может принять версию мира от православного. Но это будет очень узкое мировоззрение, готовое. Со своей стороны атеист ярко и аргументированно расскажет ребенку, что бога нет. Он будет убедителен, потому что верит в это. Не услышав православного, ребенок примет сторону атеиста и опять получит узкое мировоззрение. Как важно, чтобы ребенок услышал настоящего православного и настоящего атеиста. Ему не дадут готового решения, ему дадут пищу для размышлений, из которой он будет вырабатывать свою собственную веру. Конечно, настоящим атеистом может быть папа, а настоящим православным - мама. Но есть же еще настоящие католики, настоящие мусульмане, настоящие буддисты, настоящие анастасиевцы, настоящие... Чем больше таких настоящих встретит человек на своем пути, тем шире его мировоззрение.
В-третьих, для обычных родителей почти невозможно дать ребенку полноценное образование до последнего класса самостоятельно. Это мое мнение. Есть очень интересная статья Киры Соколовой, которая рассказывает, как она обучает троих сыновей дома. Почитайте здесь. На мой взгляд, это яркий пример того, сколько надо перелопатить информации, чтобы самостоятельно вести детей хотя бы через дошкольное и начальное школьное образование. И, как видно из статьи, Кира посвящает этому очень много времени. Но дальше идет достаточно сложное предметное образование. Каждый учитель-предметник учится преподавать свой предмет 5 лет. Нужно ведь не просто знать предмет, нужно знать, как давать его ребенку правильно. Родителям практически невозможно научиться давать ребенку ВСЕ необходимые предметы, это огромнейший объем информации.
Все, что семья не может дать ребенку в образовании и воспитании, должно смочь дать поселение.
Продолжение следует...
Я даже не рассматриваю вариант отшельника, про это много написано в статье "Трудно жить легко". Ребенку нужно общение, значит жить в одинокой избушке за километры от ближайшего людского жилья НЕЛЬЗЯ.
Что может дать семья?
Многое! И о воспитании в семье есть масса литературы. Никто не знает характера и качеств малыша так хорошо, как папа и мама. Выявление и развитие способностей, помощь в преодолении трудностей, связанных с характером, все тонкости воспитания еще с грудного возраста - задача семьи. И начальное образование в семье вполне реально. Но! Не переоценивайте возможности семьи в воспитании, ее не достаточно.
Что семья не может дать?
Во-первых, семья конечно не может подарить ребенку весь опыт общения между людьми и их отношений. Налаживание контакта со сверстниками, уважение, дружба, обиды... Родители должны быть рядом, помогать разбираться в хитросплетениях сосуществования с другими людьми. Но сам клубок этих отношений ребенок может получить только извне.
Во-вторых, семья может лишь ограниченно влиять на мировоззрение ребенка. Каждый человек
имеет свое понимание мира, и поведать ребенку о мире он может только так, как его понимает сам. Мама и папа - это два человека, а значит всего две версии. Яркий пример - вера. Только по настоящему верующий православный человек может рассказать о своей вере наиболее ярко. При этом аргументы своего оппонента атеиста он если и будет приводить, то часто только те, что сможет опровергнуть. Не зная ничего другого, ребенок может принять версию мира от православного. Но это будет очень узкое мировоззрение, готовое. Со своей стороны атеист ярко и аргументированно расскажет ребенку, что бога нет. Он будет убедителен, потому что верит в это. Не услышав православного, ребенок примет сторону атеиста и опять получит узкое мировоззрение. Как важно, чтобы ребенок услышал настоящего православного и настоящего атеиста. Ему не дадут готового решения, ему дадут пищу для размышлений, из которой он будет вырабатывать свою собственную веру. Конечно, настоящим атеистом может быть папа, а настоящим православным - мама. Но есть же еще настоящие католики, настоящие мусульмане, настоящие буддисты, настоящие анастасиевцы, настоящие... Чем больше таких настоящих встретит человек на своем пути, тем шире его мировоззрение.
В-третьих, для обычных родителей почти невозможно дать ребенку полноценное образование до последнего класса самостоятельно. Это мое мнение. Есть очень интересная статья Киры Соколовой, которая рассказывает, как она обучает троих сыновей дома. Почитайте здесь. На мой взгляд, это яркий пример того, сколько надо перелопатить информации, чтобы самостоятельно вести детей хотя бы через дошкольное и начальное школьное образование. И, как видно из статьи, Кира посвящает этому очень много времени. Но дальше идет достаточно сложное предметное образование. Каждый учитель-предметник учится преподавать свой предмет 5 лет. Нужно ведь не просто знать предмет, нужно знать, как давать его ребенку правильно. Родителям практически невозможно научиться давать ребенку ВСЕ необходимые предметы, это огромнейший объем информации.
Все, что семья не может дать ребенку в образовании и воспитании, должно смочь дать поселение.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий