суббота, 25 мая 2013 г.

Воспитание и обучение детей в экопоселении. Община



Прошу понять меня правильно, я не фанат общинной жизни. Просто в условиях экопоселения (удаленность от государственных школ, ограниченное общение с людьми извне), как мне кажется, община даст семье, воспитывающей детей, большую опору и помощь. Посудите сами, допустим поселение состоит из родовых поместий, связанных между собой только добрососедскими отношениями и общим энтузиазмом. Семьи разные, где-то дети есть, у кого-то нет. У кого-то они еще малыши, у кого-то подростки. Исходя из этого каждая семья строит свои приоритеты. В какой-то из семей вопрос образования стоит остро, а в какой-то пока даже не предвидится. Будут ли бездетные семьи помогать соседским детям в образовании? Может на первых порах будут хотя бы пытаться. Хватит ли надолго?

Часто слышу от экопоселенцев: "Среди нас много образованных людей, всем миром как-нибудь и научим". Именно это "как-нибудь" и смущает. Системы нет, нет уверенности, что сегодня вот учат, а завтра... уборка урожая, например. И не до детей соседских, месяц зиму кормит.

Община в этом плане более организованная. Во-первых, организована общей целью. Люди, вкладывающие душу и труд в развитие общины, хотят, чтобы она жила и во время их старости, и после них. А будущее общины - это воспитанные в ней дети. И уже не важно, твои это дети или соседа.

Во-вторых, у общины есть общий пай (казна) и она вполне способна выделить хотя бы одного человека под образование своей молодежи даже в период жарких (в смысле работы) дней. А это уже ресурсы для создания системы обучения и воспитания детей.

В-третьих, община имеет свои этические правила, устав, нормы поведения, четкое понимание, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Все они разрабатываются не для детей, а являются механизмом жизни самой общины. Без этого механизма община не проживет и года, перегрызутся :) Но именно этот механизм дополняет семью, воспитывая в ребенке нормального человека.

В-четвертых, община способна организовывать мероприятия по "выводу деток в свет". Различные весенние или осенние ярмарки в ближайшем городе могут стать не только способом пополнения казны, но и способом знакомства детей с жизнью за пределами общины.

Ну и в-пятых, община не перестает быть поселением с разными, интересными и умными людьми. Она интересна детям сама по себе. Это драгоценная шкатулка с богатым набором ремесел, которыми община зарабатывает себе на жизнь, набором религий, носителями которых являются жители общины, набором личностей, каждая из которых может стать для ребенка достойной подражания. Эта шкатулка открыта. Люди не сидят по своим дворам и не пересекаются только по праздникам и на собраниях. Они работают вместе, постоянно на общей территории, доступны. Для опыта общения у детей условия идеальные.

Какую помощь семья ждет от экопоселения в воспитании детей? Об этом я уже писал вот здесь. Повторю выводы: семья ждет, чтобы детям дали опыт общения с другими людьми, опыт отношений. Этот опыт тем больше, чем больше разных людей окружает детей. Семья ждет, чтобы  у детей было развитое мировоззрение, а оно тоже зависит от окружения. И не только от количества людей вокруг, эти люди должны быть разные по возрасту, по религии, по профессиям, по опыту и так далее. И, наконец, семья ждет помощи в полноценном образовании своих детей. Только родители-герои могут в одиночку дать детям всю одиннадцатилетку на том уровне, который позволяет ребенку выбирать будущую профессию и послешкольное учебное заведение. Пока семья в экопоселении остается один на один с проблемой образования своих детей, само существование экопоселений будет уделом энтузиастов.

Как же община может реализовать ожидания семьи? Поскольку опыт общения и развитие мировоззрения детей в "каше" общинной жизни возможны даже при самотеке, когда никто ничего специально не предпринимает, остановимся сначала на проблеме образования. Да, у общины есть общие деньги, и да, она может выделить какие-то людские ресурсы для обучения детей. Но даже этого небольшой общине скорее всего не хватит (большой может и хватит), чтобы организовать полноценную школу со штатом учителей и прочей атрибутикой. Тем более, что у средней общины количество детей школьного возраста может лишь немного превышать количество учителей в штате рядовой школы. Это экономически не выгодно. Поэтому даже в общине основой образования детей будет обучение вне государственной школы, официально названое семейным образованием.

О сути семейного образования можно узнать например на одноименном сайте здесь. Там есть свои сложности, свои тонкости. Но главное, там не обязывают семью лично учить ребенка, она может подключать к этому любые доступные ей ресурсы. Лишь бы ребенок с успехом сдавал все проверочные работы в официальной школе раз в месяц, пол-года или год. В данном случае семья может подключать общину.

Как же построить образование детей в общине? Здесь очень крепко может выручить метод погружения в учебные предметы, когда школьный день ребенка состоит не из отдельных различных по теме уроков, а из изучения одного предмета целый день. И даже не день, а вся школьная неделя. Например, одну неделю дети занимаются только математикой, вторую - только языком и так далее. При правильной организации процесса, учете физиологических возможностей детей, частых сменах деятельности класса (теория, практика, игры и т.д.) для меньшей утомляемости такой метод может привести к хорошим результатам. О нем (методе) сейчас много пишут и приводят много плюсов относительно стандартной урочной системы обучения. Я же хочу заострить внимание на экономической выгоде этого метода для поселения. Не надо весь учебный год держать весь штат учителей. Появляется возможность, нанимая одного профессионального учителя на неделю, давать детям школьную программу. Конечно, в случае разновозрастных детей ситуация усложняется. Один учитель не может давать одновременно разную программу старшим и младшим детям, а значит нужно будет нанимать второго или третьего учителя по этому же предмету или другим предметам, давая младшим например математику, а старшим физику. Но даже в этом случае это будет не полноценный штат, а два-три учителя, ноша более подъемная для общины.

Вытащить учителя в общину на неделю намного проще, чем на весь учебный год. Учитель может договориться со своей школой о переносе его часов, об отгулах и т.д. В этом случае для учителя это будет дополнительный заработок, а значит торг уместен :) К тому же община способна предложить не только деньги. И дело даже не в бартере, хотя он тоже возможен. Для учителя это еще и смена обстановки, и получение нового опыта. Выбраться на неделю из города в чистоту и тишину природы, к людям, которые дадут тебе кров и пищу. Поработать с интересным методом обучения и оценить результаты своей работы по аттестации своих подопечных в рамках системы семейного образования... Да он потом еще статьи будет писать о таком опыте работы в педагогических журналах :)

Конечно, всю кипучую деятельность по поиску и сопровождению учителей в общине надо организовать. Поэтому даже строя образование в общине на профессиональных педагогах, не обойтись без выделения из общины ответственного лица. В описании общины здесь есть такой интересный персонаж, как Мать общины - женщина, которая выбирается советом общины и соглашается присматривать за детьми в общине на время общих работ. По сути она почти не участвует в работе общины и тесно связана с детьми общины. Логично было бы возложить ответственность за организацию условий обучения на нее.

Здесь есть еще момент материального обеспечения образования в общине. Для проведения уроков наверное логично приспособить общий дом - место собраний общины. Покупка всех учебников, тетрадей и других школьных принадлежностей ложится на плечи родителей. Община конечно же может помогать в этом, но тут уж по мере возможностей. Так же есть потребность обеспечения учителей материалами для обучения (например приборами демонстрации на физике и т.д.) Поскольку Мать общины должна быть в теме потребностей учителей в этом вопросе, то запросы совету общины дает она на сходах. Закупается ли это оборудование или создается своими руками, средства на него выделяются из общей казны.

Помимо школьного образования община способна дать детям еще и задатки профессионального. Во всяком случае, та община, которую я описывал здесь. Пусть элитой общины являются мастера - люди с определенной профессией, ремеслом помогающие общине. Но разве верхом достижения мастера не является воспитание продолжателя своего дела? Думаю любой хорошо знающий свое дело человек мечтает передать накопленные знания следующему поколению. Для многих это смысл жизни, то, что останется после ухода. Тогда давайте "привяжем" к этой элите учеников, детей общины. Пусть они сами выбирают себе ремесло и учителя среди мастеров. Отказать ребенку в знании недостойно мастера. А для ребенка роль подмастерья будет новым этапом взросления.

Конечно, систему подмастерьев нужно продумать, в первую очередь со стороны безопасности. Ремесло часто связано с режущими инструментами, ядовитыми материалами и прочими опасными для несмышленыша вещами. Поэтому надо обстоятельно продумать возраст возможного вступления в подмастерья, персональную ответственность мастера, в том числе и юридическую. Думаю, количество подмастерьев у мастера должно быть совсем небольшим, максимум два-три человека. Так контролировать детей будет легче. Нужно продумать этапы допуска подмастерьев до работы, начиная с этапа наблюдения за мастером, когда он в ходе выполнения какого-нибудь заказа обращает внимание детей на использования того или иного инструмента, рассказывает о теории работы с ним, показывает, обращает внимание на опасности. Так, наглядно, мастер дает технику безопасности своим ученикам и азы теории. Этот этап длится неограниченное время, может вообще никогда не закончится. Мастер допускает подмастерья до следующего этапа только когда будет твердо уверен, что ребенок усвоил технику безопасности. Начинается наработка навыков использования инструмента и материалов ремесла.

Работа с подмастерьями организует и самого мастера. Понимая ответственность, он уже не допустит бардака на рабочем месте. К тому же родители ребенка не выпадают из этого процесса и делят ответственность наравне с мастером. Это должен быть тандем, общая ответственность порождает общую цель - безопасность ребенка. Мастер информирует родителей о всех деталях поведения ребенка, они совместно решают проблемы в поведении, опасные для ребенка на рабочем месте. Родители имеют полное право поднять вопрос о неправильной организации обучения с точки зрения безопасности на сходе общины. Сход обязан будет разобраться и повлиять на мастера, если подозрения подтвердятся. Самым крайним методом воздействия к мастеру со стороны схода может стать лишение звания мастера и потеря учеников. Со своей же стороны мастер может пожаловаться сходу на родителей, как недостаточно влияющих на своего отпрыска, в связи с чем его поведение не позволяет отвечать за безопасность ребенка. Сход тоже обязан будет разобраться и повлиять в случае подтверждения. Крайней мерой здесь будет лишение ребенка права на обучение ремеслу. Из-за своего поведения и попустительства родителей ребенок может прослыть в общине безремесленником, в переводе на русский - раздолбаем.

Если ребенок серьезно пострадал по вине мастера, мастер изгоняется из общины. Наверное жестко, тут я не уверен. Ваше мнение?

Все эти разборки связаны только с безопасностью и никак не должны касаться других аспектов обучения. Раз уж ребенок выбрал себе учителя, товарищи родители, господин мастер, терпите друг друга и да будет вам счастье :)

В общем и целом, на мой взгляд, институт подмастерьев может стать прекрасной альтернативой трудовому обучению в стандартной школе.

И простите за такое количество букв :)

3 комментария:

  1. Очень хорошая статья-объективно, с учетом многих нюансов дан разбор такого важного пункта, как образование в нарождающихся экопоселениях. Единственное сомнение-захотят ли дети день-деньской всю неделю учить то только одну математику, то только одну историю:) Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за такой отзыв. Что касается недели на один предмет, то здесь все очень сильно зависит от учителя. Именно поэтому ставка делается на профессионального учителя-практика с большим опытом, который может разнообразить подачу и закрепление материала, сделать предмет интересным. Если изучение математики, например, будет идти стандартно "читаем учебник - решаем примеры", ребятки скиснут на второй день, а на третий попрячутся по лесам :) Но стандартный педагогический "суп" можно приправить математическими мозаиками и кроссвордами, играми-расследованиями, соревнованиями "кто больше", "кто лучше", загадками... Можно устроить интервью, поделив ребят на две группы. Одна будет группой великих ученых, другая группой придирчивых журналистов. Дать им для самостоятельного разбора какую-нибудь одинаковую небольшую тему и свести в "теледебатах". Одни будут изучать тему тчательно, чтобы не засыпаться, другие, чтобы найти каверзные вопросы. Можно даже украсить это представление, выдав ученым пенсне, а журналистам микрофоны. :)

      Таких "можно" очень много, но кроме учителся их никто не придумает. В истории вообще можно устраивать реконструкции, и не только боев. Это костюмированные представлния, которые останутся в головах у ребят намного крепче, чем чтение из учебников. А по физике изучаемые явления можно искать прямо на улице, во дворе. Кстати, уроки не означают сидение в четырех стенах, какой бы предмет не имелся в виду. Но меня уже понесло :))

      В общем, если детки уходят в партизаны, надо менять учителя :)

      Удалить
  2. Устройте конкурс среди учителей, определите критерии отбора, предоставьте жилье - и мне кажется найдутся влюбленные в свою профессию люди! Не все хотят жить в городах!

    ОтветитьУдалить